МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ХЛОПКА-СЫРЦА

Категория: АПК
Создано: 06.01.2005

Государство, обладающее национальной валютой, должно быть главным и основным инвестором производства на своей территории сырья, продукции и товаров. Возможности такого финансового механизма Республика Таджикистан за последние 6-8 лет не смогла, к сожалению, полностью реализовать, чтобы отечественное производство стало на новые рубежи развития. Национальная валюта Таджикистана до сих пор остается привязанной к завозу и торговле импортными товарами.

При достижении паритетного взаимодействия науки с практикой, развитие сельского хозяйства, прежде всего хлопководства, обусловлено потребностями отечественной промышленности. Известно всем состояние промышленности Таджикистана. Если действенные меры не будут внедрены, то рыночная экономика возвращает хлопководство, образно говоря, к состоянию XIX столетия.

 

Новый подход

Оставление на усмотрение иностранных фъючеристов и инвесторов вопросов производства, например, хлопка-сырца, вызвало еще больше финансовые и технологические трудности. Недооценка роли и места национальной валюты по регулированию производства хлопка-сырца была основной причиной появления неизученных, на предмет коррумпированности, иностранных и отечественных инвесторов. Положение хлопкоробов ухудшилось. Так, О.Окилов, премьер-министр подчеркнул, что на 01.09.2004 г. задолженность хлопкосеющих хозяйств фьючеристам составила $ 216 миллион долларов. Хуже того, она возрастала из года в год, и в нее не вошли инвестиции на производство в 2004 г. хлопка-сырца.

Стало обычаем, что вновь назначенные руководители вначале копируют и утверждают организационную форму деятельности отрасли, подчиненных, затем начинают искать в ней содержание. Эта привычка управленцев для агропромышленного комплекса (АПК) часто давала кадровые, ресурсные и производственные потери. Нездоровым рецептом такой управленческой привычки была спонтанно родившаяся проблема, которая вначале как предложение, затем как тема обсуждения, потом основой решения (1993 г.) законодательной и исполнительной властей об оставлении на первых порах в размере 30%, далее 100% полуфабрикатов хлопкоочистительной промышленности в распоряжении хлопкосеющих хозяйств. Этот «рецепт» реформирования АПК был подброшен из-за рубежа, чтобы на нет свести роль правительства РТ в управлении производством и промышленной переработкой ценного сырья.

Таким образом, государство потеряло права координации вопросов хлопководства, но на каждого производителя появился отряд контролеров: инвесторы, посредники, хлопкоочистительный завод, ассоциации, биржа, которые преследуют финансовую выгоду за счет хлопкороба. Поистине как в русской пословице: один с сошкой, семеро с ложкой. В течение последних 10-12 лет более ста Указов, постановлений и приказов изданы центральной и местными властями, но они имели административный характер, они не упорядочили финансовые и технологические механизмы управления хлопководством, экспорт волокна. Будет здесь сказано, что финансовые механизмы сельского хозяйства были поломаны тем, кто вырос, как менеджер, в его управленческих кругах. Об этом можно писать тысяч страниц…, но одним предложением это называется примитивизмом и драмой профессиональных деловых людей. Взыскательный читатель может спросить: имеет ли автор этих строк моральное право говорить о них? Конечно, имею право, поскольку уже 10-12 лет в деле производства и переработки хлопка-сырца и продажи волокна автор этих строк предлагал наладить взаимосвязь элементарных финансовых механизмов. В книжке «Стратегия развития Таджикистана». Душанбе, 1996, статье «Параметры согласия таджиков» в еженедельнике «Истиклол» в сентябре 1996 г. и в диалоге «Экономика – это вид искусства» в апрельских номерах (2002 г.) газеты «Озоди ва инкишоф» мною рассматривались практические финансовые механизмы. Несколько раньше, в 1993 г., как член рабочей Комиссии Верховного Совета (ВС) по подготовке специальной сессии ВС, посвященной выводу из глубокого кризиса сельского хозяйства, автор этих строк не раз выступал и просил: «… давайте оставим правительство единственным покупателем и экспортером хлопка…, данная сессия должна решать вопросы акционирования имущества сельскохозяйственных предприятий…». Члены Комиссии молча выслушивали, назвали меня «представителем правительственной оппозиции» и все делали наоборот.

Практические механизмы заключались в том, чтобы располагающему мандатом правительства Главному управлению хлопкоочистительной промышленности, «быть покупателем у производителей хлопка-сырца и единственным экспортером волокна». Для каждого хлопкосеющего хозяйства «… открыть в банке валютный счет, куда пропорционально сданному хлопку-сырцу зачислить иностранную валюту, которую хлопкоробы должны использовать самостоятельно на приобретение техники, удобрения и других материалов на нужды отрасли», поскольку основная цель достижения крестьянином самостоятельности состояла в доступе к иностранной валюте от продажи хлопкового волокна.

Пользование на данном этапе валютным банковским счетом для хлопкоробов является обычным элементом деятельности, но многие предприятия его достигли в результате упорного, в течение 4-6 последних лет, стремления и он становился реальным фактором в результате коренной реформы банковской системы. Однако и сегодня каждый доллар на валютный счет хлопкороба производителя поступает, проходя юридические и экономические препоны 5-6 посредников.

Я сегодня вновь предлагаю, чтобы правительство было единственным покупателем хлопка–сырца и продавцом хлопкового волокна, линта, улюка. Правительство вправе эти права переложить, например, Министерству сельского хозяйства. Эта мера не возврат к старой форме управления, а правовой механизм, устраняющий несколько лестниц бюрократического администрирования. Правительство РТ должно координировать взаимосвязь двух ориентиров:

(а) чтобы производители сдали хлопок-сырец хорошего технологического качества;

(б) чтобы валюта от реализации хлопковых полуфабрикатов своевременно поступала на валютные счета производителей хлопка-сырца.

Однако этот правовой механизм еще не гарант эффективности хлопководства.

Банк – инвестор производства хлопка-сырца

Результаты хлопководства напрямую связаны от решения аграрных отношений. Точнее сказать, финансовое препровождение технологии выращивания и сбора хлопка-сырца является гарантией увеличения производства этого уникального промышленного и социального сырья.

Лучшей формой инвестиционного обеспечения технологии производства хлопка-сырца является привлечение кредитов акционерных банков Республики Таджикистан. В этом направлении уже делаются отдельные шаги. Так, кредитные вложения банков РТ в 2003 году составили 943,5 миллионов сомони, 61,4% из которых были в иностранной валюте. Из 943,5 млн. сомони кредитные вложения для сельскохозяйственного производства осуществлены в сумме 355,6 млн. сомони, или 38 процентов от общей суммы. Однако отдельные хлопководческие хозяйства, из-за трудностей вывоза из хлопкозаводов принадлежащие им самым волокна, не смогли к сроку возвратить кредиты и проценты по ним, в связи с чем банки-инвесторы ощущают в своей деятельности острую нехватку финансовых ресурсов. Банкам становиться сомнительным бизнесом инвестирование производства хлопка-сырца. Несмотря на то, что все кредитные вложения не приходятся на выращивание хлопка, они сыграли, к примеру, в 2004 г. решающую роль в производстве 564,5 тысяч тонн сырья.

В стране существуют, на наш взгляд, возможности инвестирования за счет кредитов банков Республики Таджикистан производства хлопка-сырца в объеме 700,0 тысяч тонн.

Обдуманное кредитование за счет средств банков РТ выращивания и сбора хлопка предоставляет правительству страны возможности:

(1) координировать производство этого технологически уникального сырья;

(2) создать для хлопкосеющих хозяйств равные экономические возможности;

(3) спрогнозировать производственное состояние хлопкоочистительной, ткацкой, текстильной, масложировой, мыловаренных отраслей промышленности и других видов полуфабрикатов;

(4) быть в курсе о месте и характере занятости большого числа населения республики.

Внедрение этих механизмов позволяет восторжествовать логике реального хлопководства. Не следует отдельным лицам сомневаться в том, что названные механизмы обеспечат прозрачность состояния финансовой истины. Уместно повторение слова немецкой исследовательницы, что «… истина настолько проста, что мы не поверим, что она истина». Без сомнения истинной считаю инвестирование за счет кредитов банков Таджикистана всего объёма производства хлопка-сырца. Определение необходимых банковских кредитов сроком на 8 (восемь) месяцев для производства 700,0 тысяч тонн хлопка-сырца не риторический вопрос. Они составляют 759,1 миллионов сомони (700,0 тысяч тонн сырца х $350 доллар= $245 млн.х3,1 сомон= 759,1 млн. сомон).

Прогнозирую, что сумма 759,1 млн. сомони будет 57-67% от объёма кредитных вложенных, осуществляемых в стране, например, в 2005 году. Тем самым наладится в целом по стране гибкость финансовых потоков, они в большей степени будут подчинены производству.

Не должно быть посреднических лиц между банком и производителями хлопка–сырца. И на основе подписанного сторонами Контракта следует выделенные кредиты перечислять на банковский счет хозяйства. Сумма кредита для каждого хозяйства определяется из расчета 1085 сомон, или $350 доллар за одну тонну (цифра $350 может быть изменена, здесь описан финансовый подход). В течение 8 месяцев использование кредита является исключительным правом производителя хлопка-сырца. правительство ожидает от него выполнение задания по сдаче сырья хорошего качества.

После реализации правительством хлопкового волокна, линта, улюка иностранная валюта зачисляется на валютный счет производителя хлопка-сырца, с которой в первую очередь производиться погашение полученного банковского кредита. Чрезвычайно важной задачей страны является конверсия иностранной валюты от продажи хлопковых полуфабрикатов, чтобы не менее 80% долларов и евро поступали на золотовалютные резервы Министерства финансов или Национальный Банк Таджикистана (НБТ). При таком подходе эмиссия, происходящая в результате кредитования производителей хлопка-сырца, будет иметь валютное обеспечение и НБТ сможет управлять инфляцией сомони.

Проценты за кредит

Цена кредита всегда была одной из спорных составляющей инвестирования. Цена кредита – эта сумма, которую следует платить банку за привлечение кредита.

В нашем проекте для производства 700,0 тысяч тонн хлопка– сырца привлечение кредита сроком на 8 месяцев в сумме 759,1 млн. сомони рождает проценты в размере 89,6 млн. сомони. Или в долларах $28,9 ($ 41,3 х 700,0 тысяч тонн), ($350 доллар х 3,1 сом.= 1085 сом.х18% / 100 = 195 /12= 16 сом. х 8 месяцев= 128 сомони или $41,3. 128 сомони х 700,0 тысяч тонн = 89,6 млн. сомон).

Проценты за кредит предусмотрены в размере 18% годовых, если уровень инфляции сомони не превышает 13% в год.

Управление экономикой во многом обусловлено от искусства, как ради человеческих и государственных интересов, с использованием каких финансовых механизмов рассматриваются проценты за кредит. Цель в нахождении эффективного источника покрытия суммы процентов. Считаю, что проценты за кредитные вложения по производству хлопка-сырца должны быть покрываемы за счет государственного бюджета. Министерство финансов каждый месяц регулярно должно платить в пользу банков проценты за кредиты, выданные производителям хлопка-сырца.

На первый взгляд очень большой суммой может выглядеть сумма в размере 89,6 млн. сомони на покрытие из бюджета процентов за кредиты по производству хлопка-сырца. Почему и по каким соображениям? – возникает вопрос. Банки могут напрямую сами взыскать с хлопкосеющих хозяйств проценты за кредит. Однако такая форма сотрудничества создает много хлопот и стороны будут уставать друг от друга и банки будут ограничивать кредитование хлопка-сырца. Надо иметь в виду, что на кредиты всегда есть спрос бизнесменов и для банков они хорошие партнёры.

Финансовые трудности производителей хлопка-сырца по уплате процентов за кредит, в свою очередь, постепенно усиливают вероятность банкротства банков, которую никогда и в никоем случае нельзя допускать, так как один относительно стабильный банк – гарант денежных потоков деятельности более ста крупных компаний. Никакие другие финансовые реформы не поставят на ноги хлопководство, как кредитный механизм банков самого Таджикистана, для чего вначале необходимо на базе правильных действий страхования платежеспособности самых акционерных банков. Если не осуществляется покрытие за счет бюджета процентов за кредиты, вложенные в хлопководство, то на усмотрение самых банков (как сейчас) должны остаться вопросы кредитования производства хлопкового сырья, чтобы менеджмент каждого банка смог предотвратить его от банкротства и в целом сохранить гибкость денежных потоков в «венах» экономики страны.

Уместно отметить, что 25% из 89,6 млн. сомони в конце года возвращается в бюджет страны, как налоговые отчисления от прибыли банков.

 

Претендент во всемерной торговой организации

Бюджетное покрытие процентов за кредиты приводит в движение маховик инвестирования производства хлопка-сырца. В соответствие с договорами своевременное получение банками процентов за кредит позволяют ими стабильно кредитовать технологию выращивания и сбора хлопка-сырца. Финансирование бюджетом в размере 89,6 млн. сомони проценты за кредит будет движущим механизмом обдуманной в стране занятости и внутри этой главенствующей проблемы выращивание хлопчатника есть начальный технологический передел. Повторюсь, что от хлопка– сырца вырабатываются: волокно, линт, улюк, семена, а затем разнообразные ткани и одежды, масло, мыло, жмых и сотни другое промышленных полуфабрикатов, что все они являются результатов обдуманного труда.

Уместно напомнить, что не менее двух миллиона человек заняты хлопководством, обслуживают его, являются маленькими детьми хлопкоробов и проживают в зоне выращивания этой сельскохозяйственной культуры. Поэтому бюджетное покрытие процентов за направленные в хлопководство кредиты в конечном счете является финансовой поддержкой определенного количества граждан страны, не всегда обеспеченных питательной пищей, работающих на хлопковых полях. Бюджетное покрытие процентов за кредиты улучшает фон инвестиционного обеспечения производства данного сырья. В результате крестьяне регулярно получают оплату за труд. Такое содержание инвестирования для хлопкоробов дает чувство удовлетворенности, что правительство РТ проявляет заботу о них.

C использованием указанных механизмов стабильное получение хлопка-сырца дает возможности упорядочить в Республике Таджикистан технологический порядок производства других сельскохозяйственных культур.

Многие знают, что РТ подала заявление на членство во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Членство ВТО означает, что страна обязуется обеспечить производство подавляющего наименования товаров, продукции и сырья в соответствии с стандартами (по качеству и ценам) ВТО. Должен подчеркнуть, что многое упирается в цены сельскохозяйственной продукции. Закрадывается сомнение, потому что какими показателями сохранить РТ во ВТО свое лицо, если её правительство даже не координирует технологические и рыночные вопросы производства хлопкового сырья?

Во многих странах мира правительство на базе финансовых инструментов координирует деятельности сельскохозяйственных производителей. В одном случае, производитель той или иной продукции дополнительно к рыночной сумме получает из бюджета прямые субсидии и тем самым правительство страхует его от банкротства и сохраняет – рабочие места, во втором случае, производителю сельскохозяйственных продукций финансовое возмещение дается в целях сохранения допустимого предела рыночных на них цен, чтобы инфляция была предсказуемой. Известно, что в отдельных странах один из таких финансовых механизмов называется «столпом», на нем «держится две крыши управления». Забегая вперед, скажу, что бюджетное покрытие процентов за кредиты по производству хлопка-сырца в финансовом мире будет воспринято как новое мышление.

Если будет достигнута координация вышеуказанных рыночных и финансовых механизмов, можно сказать, что в Республике Таджикистан воплощается мощная практическая мера искоренения в АПК коррупции.

Thursday the 18th. Душанбе 2014