Время генерирует деньги (*)
В номере 035 газеты «Факты & комментарии» московский эксперт газеты Дмитрий ВЕРХОТУРОВ опубликовал свою версию причин нестабильного роста в Республике Таджикистан ВВП –Валовой Внутренний Продукт.
В переводе с таджикского на русский язык ВВП (Махсулоти умумии дохили) получается «Валовая внутренняя продукция», поэтому автор неоднократно предложил называть ВВП по-таджикски «Махсули Нохолиси Дохили». ВВП – это вновь созданная стоимость и на уровне страны она называется продуктом, но говорить «продукция» никак нельзя.
Это логическое сравнение дано мною, чтобы допустить версию о том, что кто-то думал по-таджикски, а излагал на русском, предлагая руководству цифровую динамику ВВП страны за ряд последних лет. Видимо в таком виде она попало в отчет Мирового Банка, оттуда и была заимствована Д.Верхотуров.
В опубликованной динамике ВВП за последние годы, выставленные цифры логически не сопоставимы. Например, в 2005 году ВВП составил $2,83 млрд. долларов, в то время когда его объем в 2000 году – $0,99 млрд. долларов.
Разве ВВП за этот период возрос в 2,86 раза? Такой рост невозможен ни в одной развитой стране мира. Разумеется, официальные данные правительства РТ другие, но автор и газета не виноваты в том, что кто–то подготовил такие цифры.
Обычно правительственные органы ВВП рассчитывают по рыночной цене. ВВП ими определяется и в сопоставимых – постоянных ценах. Например, чтобы определить его в 2005 году, ВВП исчисляют в ценах 2004 года, сопоставляют и выявляют увеличение или уменьшение.
Следует сказать, что эти два способа расчета не являются причиной «нестабильного роста» ВВП, что было в цифровой динамике. Кто–то результаты одних расчетов явно спутал с другими.
По просьбе мировых финансовых центров по каждой стране ВВП может исчислен и на основе паритета покупательной стоимости (ППС) национальной валюты. То есть рыночные цены товаров, включенных в потребительскую корзину (ПК) одной страны, могут быть сопоставлены с аналогичными ценами товаров в другой стране, что позволяет определить уточненный валютный курс, к примеру, сомони к Евро, или доллару.
В свою очередь, уточненный валютный курс используется для более точного перевода ВВП из национальной валюты в доллары США, чтобы исчислить сравниваемый с другими странами мира показатель развития экономики.
Зачем производить исчисление ВВП на базе ППС? Чтобы в уточненной форме показать потребление населением ВВП из – за относительно низких цен на потребительские товары. Уместно будет сказано, что за один доллар в Люксембурге можно купить один хлеб, в Таджикистане – семь буханок хлеба. Разумеется, что в первой стране средняя зарплата в десятки раз выше, чем во второй.
По РТ в 2005 году ВВП составил 7,2 млрд. сомони и если эту сумму разделить на $2,83 млрд. долларов, получим валютный курс 2,544 сомони за $1 доллар. Видно, что он меньший, чем 3,113 сомони за $1 доллар, который официально был использован в конце 2005 г.
ВВП 2005 года в размере 7,2 млрд. сомони можно разделить на 3,113 сомони, и получим ВВП в долларах в размере $2,313 млрд. Когда ВВП в объеме $2,83 и $2,313 млрд. долларов разделим на население в количестве 7,0 млн. человек, то получим среднедушевую сумму ВВП соответственно $404,3 и $330,4 долларов.
Читатель может спросить какая из них верная? Обе эти цифры могут быть использованы, когда необходимо принимать решения. Но в динамике по всем годам ВВП должен быть показан или только в сопоставимых ценах, или только в исчислении на базе ППС, несмотря на то, что речь идет об одном показателе.
Я согласен с предположением, что в РТ «после 1997 года начался постоянный экономический рост». Но никак не могу согласиться, что начало роста ВВП было связано с завершением гражданской войны. Также не разделяю утверждение Д.Верхотурова, что «экономический спад происходит не во время гражданской войны, а сразу после нее, в течение 2-5 лет».
Такому мнению, как другая чаша весов, может сравниваться идея, много веков воплощенная в реальность, что если бизнес в целом не был во время войны приостановлен, то после её не возможно его обуздать, чтобы он был ниже уровня военного периода. Добавлю еще, что в РТ гражданская война не происходила в той форме, которая она была в других странах.
Так в чем состоял фактор, рождавший в РТ начало экономического роста? Ставка рефинансирования – нижняяцена кредита. Последний есть составная часть инвестиций.
С вводом в майе 1995 года национальной валюты, ставка рефинансирования в РТ сделала не поддающийся здравому смыслу скачок. С июня 1995 г. ставку рефинансирования Госкомиссия по вводу национальной валюты подняла со 100% до 250% годовых. Это означало, что сторона, получившая кредит в один миллион сроком на год, должна была вернуть его в размере 3,5 миллиона.
Повышение ставки рефинансирования привело к увеличению цены кредита, в результате чего он стал недоступен среднему и мелкому бизнесу и поэтому в целом падение ВВП углублялось. Автор этих строк, как представитель одного из акционерных банков, в 1995– 1998 годы участвовал на кредитных аукционах, проводимых в Национальном банке Таджикистана, и был в числе тех, кто обосновал необходимость снижения цены кредита – единственного тогда в РТ элемента инвестиционных вложений.
Ставка 250% действовала до 1997 года, потом на кредитных аукционах её снизили до 180%, 120%, 72%, 56%, 42% годовых и в мае 1999 года она снизилась до уровня 20% годовых (газета: Вечерний Душанбе, 16.01.2004 г.). С 1998 года в РТ правительственные органы фиксируют рост ВВП по сравнению с предыдущим годом, например, в: 1999 году – 13,1%; 2000 г. – 8,3%; 2001 г. – 10,2%; 2002 г. – 9,5%; 2003 г. – 0,2%; 2004 г. –10,6% и в 2005 г. – 6,7%.
Д.Верхотуров считает, что после того, как заработала крупная промышленность и энергетика, это дало в 2004 году прирост ВВП в 1,5 раза. Выше отмечено, что рост ВВП в 2004 году составил всего 10,6%. И этот рост был достигнут благодаря усилиям Э.Рахмонова, президент нашей страны, в результате которых в 2004 году приток иностранных инвестиций возрос до $277,3 млн. долларов по сравнению с $31,6 млн. долларами в 2003 году. Указанные инвестиции стали не только фактором оживления деятельности промышленных предприятий и компании энергетического комплекса, но они были валютным обеспечением среднего и частного бизнеса.
С экспертом Д.Вертуровым согласен, что «страна преодолела затяжной посткризисный провал», однако от себя добавлю, что она два года находится, на мой взгляд, в активной инвестиционной фазе.
Д.Верхотуров преувеличивает долю двух отраслей в структуре ВВП, отметив, что «… значение промышленного производства (в первую очередь алюминия и электроэнергии в условиях Таджикистана) резко выросло». Думаю, что эти две отрасли имеют пока незначительные влияния на рост ВВП, хотя они важные отрасли, дающие и рабочие места и иностранную валюту для выполнения страной международных расчетов.
Электроэнергетика не оказывает подобающего влияния на рост ВВП, так как в РТ самая дешевая по сравнению с другими странами электроэнергия, что является приоритетной социальной политикой нашего президента.
Таджикский алюминиевый завод в условиях сужающего мирового кольца конкуренции (считай, что преграды) несет очень большие расходы по глинозему и электроэнергии. Отмечу, что в состав ВВП эти расходы не входят.
Чтобы точнее судить о ВВП, следует проанализировать его производство не в разрезе отраслей, а по составляющим элементам. Наша экспертная оценка показывает, что значительный рост ВВП в Республике Таджикистан связан с
- имущественным и валютным арбитражем, особенно с недвижимостью,
- ростом стоимости в строительном комплексе, транспортных (частных) услугах и услуг по питанию,
- увеличением стоимости за счет скупке и перепродажи оргтехники, канцелярских принадлежностей, фруктов, овощей, картофеля и других товаров потребления.
То есть очень большое количество граждан РТ заняты на бизнесе и работу в названных мною отраслях, товаров, видов услуг и, следовательно, они получают доходы (часть ВВП), большая доля которых в целом по стране идет только на их потребление.
Если применять проверенную опытом человечества идею, что «…время генерирует деньги», то можно отметить, что денежные переводы и гуманитарная помощь, поступившие в течение года в РТ из других стран, также влияют на рост ВВП. Так, денежные переводы из зарубежных стран поступили в 2004 году– $260,5, в 2005 г.– $489,7 долларов. Эти деньги являлись важным элементом инвестиций по превращению товаров в РТ в деньги + прибыль. Последняя и входит в ВВП.
Несмотря на то, что аграрный сектор в первоначальном виде занимает в составе вновь созданной стоимости не очень высокий удельный вес, но явно определенная часть ВВП в стране создается на бизнесе (в спекулятивной форме) продукции сельского хозяйства. Фрукты, овощи, картофель и другие виды продукции аграрного сектора минимум и в среднем в 2,5 раза переходят из рук в руки бизнесменов, прежде чем они будут потреблены. Скажу, что многим из 30, 0 тысяч фермерским хозяйствам не выгодно месяцами тратить время на реализацию своей продукции. Каждый бизнесмен добавляет к цене свой доход и поэтому в РТ названные виды продукции сельского хозяйства по стоимости в
1,5-2 раза выше, чем в других странах.
Мелкий и средний бизнесмен, добавляя к цене товаров свой доход в размере 10-30%, с полученной суммой идет покупать, например, для себя и членов семьи одежду, обувь, строительные материалы и другие товары иностранного производства.
Следует также учитывать, что доля прочих иностранных товаров к общей сумме импорта по стране не менее 50%, поэтому определенная часть ВВП, создаваемая в ходе реализации в РТ импортных товаров, остается в других государствах до того, как они будут проданы и она является фактором нестабильности темпов ВВП.
Вышеназванные мною факторы роста ВВП перейдут во вторую ступень лестницы, когда в РТ правительство, бизнесмены и каждый из нас создадим большее число обдуманных рабочих мест, где рождается новая стоимость, ценность.
* Она опубликована в Еженедельник Факты & комментарии, 1-2(37-38) 11 января 2007 г.